За каждой фотографией, за каждым коротким или длинным видео, за каждым текстом в постах стоит человек. Любой акт творчества, когда из идеи при помощи конкретных действий создается что-то новое – это совокупность труда. Умственный труд и физический в любом случае складываются вместе. Фотограф или оператор точно так же встает, берет в руки свой инструмент и… начинает думать. Иногда со стороны кажется, что работа дается легко и творческая профессия – это легкая прогулка. Конечно, сложно сравнивать 10-15 километров пройденных во время съемки и работой в шахте. Нельзя сравнивать напрямую работу медицинской сестры и оператора, снимающего «будуар» в темном номере отеля на берегу моря. Однако, точно так же нельзя обесценивать то, что стоит за обычной фоточкой в соцсетях.
Оценка результата труда – это то, чего не может избежать никто из нас. Уверен, что ни одна профессия не может похвастаться отсутствием анализа и оценки результата труда специалиста. Когда речь заходит о том, правильно или нет сделано то или это – никто не сможет спрятаться от сурового взгляда критика. С другой стороны, разве мы можем представить себе рост и развитие без той самой оценки строгого преподавателя? Что такое критика, как правильно критиковать или оценивать чужой труд и как я к этому отношусь – вот так выглядит краткое содержание этой статьи. Давайте разбираться!
Что такое критика?
Первое, с чего я предлагаю начать, дать определение этому слову. Всегда начинаю с простого и понятного, что поможет в дальнейшем избежать субъективного толкования.
Критика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности.
То есть: анализ, оценка или суждение о чем-то из области человеческой деятельности – есть критика.
Любое суждение, любой анализ.
Как вам фасон этого платья? Что скажешь насчет цвета этих стен? Ну как тебе эти кексы из новой кондитерской в нашем доме? Каждый день, каждый из нас оценивает результат чужого труда! Это важно понять и осознать, как мне кажется, для дальнейшего обсуждения этой темы.
Да не, мне не нравится БМВ, вот я понимаю Мерседес или сейчас китайцы делают тачки! А мы так ужасно летели из Москвы в Питер, так трясло, куда глядел этот пилот, как картошку вез.
Кто дал нам право и почему мы считаем, что можем высказывать свою точку зрения в этих случаях?
И вот уже очевидным становится ответ на вопрос: а кто может критиковать или оценивать?
Кто имеет право оценивать чужую работу?
Если принять во внимание, что каждый из нас имеет право на собственное мнение, то понятно – каждый из нас имеет право критиковать и оценивать чужую работу. Поэтому ответ на этот вопрос находится в разных плоскостях. Мы должны, как мне кажется, сформулировать его несколько иначе: чье мнение будет иметь больший вес и значение в оценки чужого труда?
И вот здесь уже некоторые моменты проясняются. Критиковать могут не только лишь все, а мало чье мнение будет иметь для нас хоть какое-то значение. Здесь мы и подходим к понятию «эксперт».
Эксперт (от лат. expertus — опытный) — специалист, обладающий глубокими знаниями и опытом в конкретной области или предмете, который консультирует, анализирует и предоставляет квалифицированные оценки или рекомендации.
Это значит, что опытный специалист, обладающий глубокими знаниями и опытом может анализировать результаты и предоставить квалифицированную оценку! То есть, не все и каждый может взять и заявить: ваша заливная рыба – фуфло! Вернее заявить-то можно, а вот будут ли слушать это мнение все остальные?
Художественный критик (арт-критик) — профессионал, специализирующийся на анализе, интерпретации и оценке искусства. Он пишет обзоры и критические статьи о художественных произведениях и выставках, представляя свои аналитические выводы и суждения широкой публике.
Кто еще может критиковать и оценивать работу фотографа или художника?
● Преподаватели. Они могут давать конструктивный разбор работ своих учеников;
● Искусствоведы;
● Кураторы выставок. Они могут сотрудничать с галереями и музеями, организовывать выставки и участвовать в их критическом разборе;
● Сотрудники средств массовой информации. Они могут писать для журналов, телевизионных и радиопередач, посвящённых искусству;
● Фрилансеры. Они могут самостоятельно выбирать площадки для публикации своих работ;
Нужно ли получать высшее искусствоведческое образование, чтобы стать художественным критиком? Как быть с тем фактом, что я могу собрать себе аудиторию на ютубе и заниматься анализом и разбором кинофильмов? Таких примеров масса!
Что такое творчество?
Нет сомнений, определение этого процесса или слово, которое описывает действия или мышление творческого человека – бесконечно дискуссионный вопрос. Человечество на эту тему рассуждает не одно столетие и в каждый момент времени то самое определение и значение слова может меняться.
Акт творчества – это процесс, в ходе которого человек при помощи своего воображения и используя свои знания и навыки, создает что-то новое и оригинальное. Это может быть художественное произведение, научное открытие, техническое изобретение или даже новаторский способ решения проблемы. Акт творчества часто требует отхода от традиционных методов и подходов, включает в себя эксперименты, испытания и может сопровождаться внутренними переживаниями.
Идея и ее реализация, конкретные действия в рамках определенной концепции для достижения нужной цели. Цель или результат такой деятельности человеков – это те самые фото или видео, картины или тексты, которые и подвергаются оценке.
Оценке подвергается не личность автора, а результат его деятельности.
Это важный момент, который я считаю, надо уточнить. Оценке подвергается не личность автора, а результат его деятельности. Работа, которая содержит в себе совокупность идеи и труда, знаний, навыков и возможностей. Конечно, персональная характеристика может и даже будет учитываться, но скорее является основой или почвой из которой произрастают результат. Поэтому личность тоже имеет значение, но правильно было бы оценивать итог, работу автора.
Какой же должна быть адекватная критика?
Как уже обсудили, любой может критиковать, но форма или подача в этом процессе оценки чужого труда имеет важное значение. Важно не только «ЧТО» говорит в своей оценке критик, но и «КАК» он это делает.
Если формально, то основная задача критики – это выявление ошибок, противоречий и их разбор.
Критика может быть:
● Конструктивной. Она не причиняет вреда человеку и не ударяет по его самооценке. Она лишь аккуратно указывает на ошибки и через их исправление подталкивает к улучшению и развитию;
● Деструктивной. Она обвиняет человека в ошибках, нападает на него персонально, уничижая его достоинства и проделанную работу. Деструктивная критика необъективна, не аргументирована и почти всегда звучит унизительно.
Наверняка, каждый имет свое мнение на этот счет, даже на счет тех слов, что я подбираю для описания. И форма, с которой выражается мнение, так же влияет на то, как даже адекватная критика будет восприниматься автором.
Главное, что понимание моментов, которые я описываю должно сформулировать понятное определение критики. Кто может критиковать и как должна выглядеть адекватная критика, целью которой является рост и развитие автора. Потому что грамотная критика – это анализ и разбор работы, идеи или способов ее проявления. Для меня, как для автора – разбор моих работ от опытного наставника это «подарок на рождество»! Возможность уловить какие-то ускользающие от меня моменты, возможность прояснить сложности, возможность понять ошибки и найти способ их исправить – вот такая цель должна прослеживаться, если мои работы критикуют.
Много лет назад, когда я начинал снимать, помню съемку для клиента, которую мне передали и после оценивали. Как мне было сложно понять слова в адрес моих фотографий: «отсутствует композиция» или «нет идеи». Сегодня я понимаю о чем речь, но тогда было совершенно не ясно. Используй я тогда свою нынешнюю систему поиска сути, мне было бы легче.
Поэтому очень важно не только правильно оценивать критику, защищать себя от неправильной, важно еще адекватно воспринимать сказанное. Находить в критике полезное, что способствует росту.
Мои философские рассуждения на тему.
Кажется, что я проговорил важные моменты, которые нужно учитывать при обсуждении этой острой темы. Я не сомневаюсь, что среди фотографов абсолютного разного уровня может случаться болезненное восприятие критики. И я думаю, что вот это самое болезненное восприятие – это точно такой же итог внутреннего состояния. Ведь совсем не каждое слово может зацепить или далеко не каждый может пробить защиту. Есть какие-то определенные люди и определенные вещи у каждого, конкретные в каждом случае, которые «пробивают», которые имеют для нас значение и поэтому всегда будут болезненно восприниматься. Всегда – пока не проработается острая тема, пока не привыкнешь или не перестанешь заниматься тем, что приносит не приятные ощущения.
Сегодня и у меня случаются негативные отзывы о моих работах, как так получается, что я спокойно воспринимаю эти слова? Попробую накидать список из нескольких пунктов, цепочки, срабатывающие у меня в голове.
- Тот, кто критикует, подходит ли к разбору моих работ последовательно? Прослеживается ли анализ и попытка сделать аргументированный вывод или критика не конструктивна, потому что не содержит аргументов в поддержку мнения?
- Какие отношения у меня складываются с тем, кто критикует мою работу? Это мой клиент или проходящий мимо случайный зритель? Нужно ли мне учитывать его взгляд в дальнейшей работе или можно проигнорировать?
- Совпадает ли наш вкус, понимает ли критик мои идеи и концепции, стоит ли мне обратить внимание на чужое мнение, потому что в нем есть расширение моего понимания?
На самом деле очень сложно в двух словах описать мое понимание этого вопроса. Думаю, что любое мнение может быть полезно, если оно в самой своей сути не является деструктивным. Это первый вопрос, который я стараюсь выяснить. С какой целью то или иное мнение в адрес моих работ высказывается. Иногда может показаться, что цель критика – задеть, зацепить, высказать свой личный негатив в адрес совершенно любого, кто подвернется под руку. Да, в такие моменты сложно оставаться спокойным и не реагировать.
Нужно ли? Не знаю, каждый решает сам и в своей манере должен защищать свои собственные границы. В какой момент соглашаться, молчать или искать полезное каждый определяет для себя самостоятельно. Каждый конкретный случай нужно разбирать индивидуально.
Очевидно, что если целью критика является оскорбление или в принципе, какие-то подобные формы или негативные смыслы, или ненормативная лексика присутствуют – уверен, общение можно сразу заканчивать. Поэтому подобный уровень отношений я вообще не обсуждаю.
Как разбираться с тем, что высказывает эксперт или специлист, как находить полезное в его словах – тоже отдельная большая тема и нужно, в первую очередь, освоить лексикон. Разобраться и хорошо ориентироваться в определениях. Что такое композиция и каким образом она строится, как можно расставлять акценты или раскрывать идею. Что такое художественные приемы и откуда берется перспектива или ритм. Все эти вещи можно и нужно специально изучать. Если студенты художественных вузов проходят необходимую подготовку, то самоучки, часто, не понимают о чем им говорят и отсюда начинается та самая уязвленность. Кажется, что другие должны знать и понимать, как я долго и трудно создавал эту работу, какой ценой, с каким усердием я делал тот или этот кадр, а оказалось… Вот здесь часто кроется обида на критика, потому что он не понимает и не пытается понять, как мне трудно.
Стоит ли рассуждать о том, что все мы разные и находимся на разных уровнях своего творческого пути. Ученик пятого класса радикально отличается от ученика из девятого не только ростом и весом, но и мышлением, хотя ходить они оба могут в одну и ту же школу.
Отсутствие света – тьма. Помещение, в котором нет ни одного источника света – темное. Нам, понятное дело, темные помещения оптимизма не внушают, мало ли что там в темноте кроется. На мой взгляд ощущение страха от того, как будет публика воспринимать мои работы сходно с этим ощущением неизвестного. Как бороться с темнотой? Все просто – нужно зажечь свет. Свечка, маленькая лампочка карманного фонарика и вот уже не так темно и не так страшно. Аналогия состоит в том, что уверенность обрести нам помогает понимание, что в темноте нет ничего страшного + контроль над своим состоянием. Раз за разом оказываясь в темном помещении, пусть даже всегда в разном, будет появляться и спокойствие – нужно просто зажечь свет. Тогда и порядок действий будет иным, вместо того, чтобы сидеть и бояться, нужно поискать источник света или подготовиться и взять его с собой. Ведь так?
А что если взять и подготовиться к критике, к оценке? Ведь еще в школе мы готовились к контрольным и экзаменам. Да, все так же волновались, но все сдавали зачет и контрольную, а потом ждали результат, оценку строгих учителей. Почему тогда не сделать точно так же? Изучить, подготовиться и уже потом идти сдавать зачет.
Сейчас как получается, практически все, кто так или иначе начинает творческое занятие – самоучки. Художественную школу не заканчивали, подготовку должную не прошли. Те самые зачеты и экзамены не закалили характер, плюс нет базовых знаний. Из за которых и совершают базовые ошибки, ведь не зная брода лезешь в воду, так получается?
Я поступал точно так же. Занятие фотографией – это легкая прогулка и всего-то нужно купить камеру и начать снимать шедевры. Образования – нет. подготовки никакой нет, сразу на форумы, в группы с фотографиями, а там те, кто с удовольствием пощелкает косточки новичкам! 🙂 В итоге, одни смеются над ошибками новичков, а другие пытаются с этим что-то делать, ходят к психологам и доказывают свою правоту возмущением в ответ.
Ошибка в том, что идти надо за обучением, за знанием, нарабатывать навыки, опыт и умения. К примеру, вот этот мой снимок с клубникой и бокалом. Если бы я его отправил на конкурс фотографии, то в ответ я бы не получил никакой информации. Работу просто бы не приняли и все. Если бы я отправил ее на форум для оценки – то получил бы массу негативных отзывов. Кадрировние, качество снимка, сама по себе композиция еще куда ни шло, но в целом – кадр слабый. Чтобы я посоветовал сам себе? Снять чуть шире, поменять объектив и интереснее снять. Рассказывать, подкидывать идеи, показывать примеры, как другие снимают клубнику? Заниматься наставничеством? Ну вы понимаете.
В качестве резюме.
Критика – это часть нашей жизни, избежать критической оценки никак нельзя, а негатив можно словить практически на каждом углу. Как же быть? Самый простой способ – ничего не делать, тогда ошибиться будет нельзя и получить порцию адекватного негатива не получится. По мне – так себе вариант. Я считаю, что нужно заняться укреплением собственных навыков, пробовать и экспериментировать, изучать и постоянно развиваться. Пытаться повторить классные кадры, анализировать свою работу в моменте и все время ее улучшать. К сожалению, адекватно оценить собственный уровень могут не многие, что делать? Искать наставника, идти в фотошколу и снова заниматься развитием. Снимать, отдавать на критику и снова пробовать. Маленькими шажками двигаться к цели.
Я считаю, что дорогу осилит идущий!
P.S. Кстати, еще можно рассмотреть ситуацию с позиции критика. Буквально минут 10 назад получил сообщение, в котором начинающий ретушер просит меня передать ему фото в работу. Он готов предложить мне свои услуги. Прикрепил ссылку на портфолио, я посмотрел и работы этого ретушера меня не устраивают. Да, я могу просто проигнорировать и ничего не отвечать. Могу ответить и слукавить, рассказав, что вот сейчас его услуги мне не требуются. Могу попробовать объяснить свою позицию, почему я считаю, что ему стоит в принципе свое портфолио переделывать, удалить половину файлов из него и взяться за файлы из свободного доступа, чтобы работы были выше по качеству. Как быть? Какие слова подобрать для объяснений?